Skip to content

Схема бюрократии

Скачать схема бюрократии txt

Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне, в момент своего образования слово имело уничижительный смысл — им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха при монархии или у народа при демократии. Первым, кто продемонстрировал достоинства бюрократии как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно.

После этого в ситуациях плохой работы чиновников волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме , разведя два этих понятия. Описывая идеальную бюрократическую организацию, Вебер выделил несколько ее типичных особенностей.

Важнейшими из них являются:. Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации. Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической организации можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство — в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чему осуществляется контроль за деятельностью каждого элемента организации.

Четкие правила. Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых — это рационализация всего процесса управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей организации. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени. Обезличенность взаимоотношений.

Бюрократия — это термин, используемый для определения организационной или административной системы, в которой управление поручено иерархически расположенному ряду лиц. При этом, все они подчиняются вышестоящим непосредственным руководителям. Для простоты понимания концепции бюрократии, можно представить ступенчатую пирамиду. На вершине находится самый главный руководитель. На ступенях ниже расположены его замы.

PDF, fb2, rtf, fb2